От площади Пласа Майор до Собора Альмудена
Многолетний рынок и театральная сцена Мадрида, где проходило множество публичных мероприятий: ораторские выступления и бои быков, казни и праздники, главная площадь Пласа Майор (1) остается основным местом встречи и началом любого маршрута по городу. Испанский писатель Гомес де ла Серна назвал площадь «Двориком всей Испании», а Александр Дюма-отец восхищался «самым красивым и лучше всех расписанным сводом» из всех известных ему театральных сцен: небом Мадрида. Открытие площади Пласа Майор состоялось в 1620 году, и с тех пор это неоспоримый символ Мадрида времен Габсбургов. Особенно примечательны здесь Дом Булочника, фасад которого украшен прекрасными фресками, и конная статуя Филиппа III.
Девять ворот ведут на эту площадь с многочисленными магазинчиками, словно приподнятую над землей на своем портике, где уличные художники являются живым воплощением настоящего богемного Мадрида. По улице Сьюдад Родриго мы добираемся до кокетливого Рынка Сан Мигель (2), а спустившись по улице Кава де Сан Мигель, мы можем видеть Арку Кучильерос (3). Здесь маленькая кафедра и ресторан «Куэвас де Луис Канделас» («Пещеры разбойника Луиса Канделаса») напоминают нам о том романтическом Мадриде XVIII-XIX веков, на улицах которого можно было увидеть как королей, так и городских франтов и разбойников.
Маршрут приведет нас к площади Пуэрта Серрада, и здесь, на месте бывшего оврага, где пролегает сейчас улица Сеговья, заканчивается район средневекового Мадрида. По улице Сан Хусто мы приходим к подножью оригинального фасада с изогнутыми линиями базилики Сан Мигель (4).
Улица Пуньонростро ведет к площади Конде де Миранда, где расположен закрытый для посещении монастырь Карбонерас (5), в главной часовне которого находится великолепное полотно художника Висенте Кардучо «Вечеря». Здесь же продаются весьма вкусные сладости.
Отсюда по изогнутой улице Кодо мы дойдем до другой главной площади города, Пласа де ла Вилья (6), в центре которой возвышается статуя великого испанского адмирала времен Филиппа II дона Альваро де Базан. В Башне Луханес (7), самом старинном гражданском здании города и редком мадридском образце стиля мудехар XV века, был заключен французский король Франсиск I, войска которого были разбиты под Павией императором Карлом V. В здании бывшей муниципальной библиотеки периодики теперь расположена Академия Моральных и Политических Наук. Особенно выделяются на площади дома Каса де Сиснерос 181 И Каса де ла Вилья (9), объединенные узким высоким коридором.
Ниже улицы Майор, справа, возвышается Дворец Абрантес (10), здание Итальянского Института Культуры XVII века, который был Посольством Италии, а во время гражданской войны - казармами итальянских батальонов Интернациональных Бригад.
На противоположной стороне во Дворце герцогов де Уседа или Дворце Консехос (11) расположена Главная Капитания Мадрида. Это здание было возведено любимцем Филиппа III Кристобалем Гомес де Сандоваль, сыном Герцога Лерма. Он пристроил к дворцу монастырь Сантисимо Сакраменто (12), стремясь создать архитектурный ансамбль, который мог бы соперничать по красоте с комплексом замка Алькасар и королевского монастыря Энкарнасьон. Напротив церкви находится памятник жертвам покушения на короля Альфонсо XIII, которое произошло на этом месте 31 мая 1906 года.
Перейдя через улицу Байлен, мы увидим Парк Эмира Мохамеда I (13), который почти выходит к реке Мансанарес. Здесь находятся остатки арабской крепостной стены Маэрит, города, основанного пятым эмиром Кордобы из рода омейя. Теперь здесь проходят летние театральные представления на открытом воздухе. Напротив парка расположен вход в неоготическую часовню Собора Альмудена (14), спроектированную Маркизом де Кубас в 1879 году. Остальные помещения храма были построены поверх нее архитектором Фернандо Чуэка Гойтиа в конце XX века. Теперь абсолютно современный собор возвышается в самом древнем историческом центре Мадрида.